На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

123 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Рябин
    Харам?Власть оставила Ж...
  • ММ
    Не повышать цены без причин?? Разве не видно? Целых две причины: 1.Новый год 2.Денег хочется!ФАС требует от ма...
  • Лидия Санникова
    Пиарнулся?Зюганов прокатилс...

Мирские «чудеса» орловского святого Георгия Коссова

Исполнилось 170 лет со дня рождения и 25 лет со дня обретения мощей одного из самых почитаемых орловских святых Георгия Коссова. 8 декабря, в канун дня его памяти, митрополит Орловский и Болховский Тихон совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе города Болхова. А 9 декабря возглавил Божественную литургию в Георгиевском храме села Чекряк Болховского района.

С именем этого святого у верующих связано немало рассказов о божественных чудесах, происходивших с ним и его паствой. Но я хочу рассказать не о мистических, а о мирских «чудесах» простого священника из далёкой сельской глубинки.

На пути к своей Голгофе

Георгий Коссов родился 4 апреля 1855 года в селе Андросово Дмитровского уезда Орловской губернии. Окончил Орловскую духовную семинарию. В 1884 г. был рукоположен в сан священника и назначен в беднейший приход Орловской епархии – село Спас-Чекряк Болховского уезда.

Бедственное положение прихода из 14 дворов ужаснуло нового священника. Церковь стояла в двух верстах от деревни. Была она до того ветхой, что во время службы даже Святые Дары замерзали. Молодой священник растерялся. От мысли покинуть службу его удержало посещение старца Оптина монастыря преподобного Амвросия.

«Ты, иерей, что там такое задумал? Приход бросать?! — сказал он ему с осуждением. — Храм, вишь, у него стар, заваливаться стал. А ты строй новый, да большой, каменный, да тёплый, да полы в нём чтоб были деревянные: больных привозить будут, так им чтоб тепло было. Ступай, иерей, домой, ступай, да дурь-то из головы выкинь! Бог тебя благословит!»…

Не только словом…

Пристыженный священник остался в разрушающемся храме.

На первых порах даже службы вёл один. Поражённые твёрдостью его характера к нему потянулись местные жители. Религиозный писатель Сергей Нилус в очерке «Отец Егор Чекряковский» так отзывался о батюшке:

«На все запросы, на всякий крик сердечного, давно наболевшего горя у отца Егора находилось слово привета, утешения, совета. В каждом его слове, в каждом совете его чувствовалось такое знание человеческого сердца, такое проникновение в самую глубь народного быта, душевной жизни народа, что ни один подходивший, иногда приступавший к нему с глазами, красными от невысохших слез, не уходил от него с лицом непросветлённым. Чувствовалось, что каждый получал свое утешение и именно то, которого жаждала и без отца Егора не находила его скорбная, измученная душа».

Услышав про батюшку из Спас-Чекряка, стали приезжать в сельскую глубинку паломники из Орла, Калуги и Тулы. Начался сбор средств на новый храм и другие «прожекты» священника. Коссов не выставлял кружек для сбора и не благословлял ходить по церкви с тарелкой для пожертвований. Он говорил: «У меня вся надежда на Бога… Он через людей мне подаёт. Кому сколько внушит, тот столько и пожертвует. Предположим — один, два, десять ничего не дадут, но Господь по Своей милости пошлёт одиннадцатого человека и расположит его сердце так, что он и за себя, и за десятерых подаст».

…Но и делом

Хозяйственную деятельность батюшка начал с того, что устроил в 1896 г. небольшой кирпичный завод. На нем работали прихожане села. Для приезжих был выстроен страннический дом. Для больных подвижник открыл больницу.

Коссов устроил в деревне приют для 150 крестьянских сирот. Кроме общеобразовательных дисциплин, их учили рукоделию, огородничеству, садоводству, пчеловодству, столярному и швейному делу. Дети носили изготовленные своими руками одежду и обувь. Каждому сироте к выпуску из приюта собирали приданое.

В 1903 году Коссов открыл второклассную школу, которой не было даже в уезде. Построил школы в деревнях Сиголаево, Шпилево и Меркулово. В 1905 году завершилось строительство нового храма, которое продолжалось 11 лет.

Он заложил яблоневый сад, завёл большую пасеку, разбил огород. Продукция с них стала подспорьем в питании воспитанников приюта и одним из источников дохода для реализации задумок отца Георгия.

Святым стать просто, надо жить для людей

Обратите внимание: Георгий Коссов как священнослужитель стал пользоваться непререкаемым авторитетом у прихожан только когда помог им в устройстве их жизни. Не как некоторые его нынешние коллеги, разъезжающие на дорогих иномарках и проживающие в чудо-дворцах, когда их храмы ветшают.

Классик русской литературы Михаил Пришвин, побывав в гостях у батюшки, рассказал о своей поездке в очерке «Новая земля»: «Дело священника всё на виду. Советы — советами, служба — службой. А вот ещё: храм, приют, школы, имения, доходы с которых идут на общественное дело. Да и советы его — не какие-нибудь, а самые житейские и дельные. Не только крестьяне советуются в своих немудрёных делах, а купцы, помещики, весь целиком город Болхов ведёт свои дела по указанию священника; управа присылает свои сметы».

Не вытерпел гонений

После Октябрьской революции Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к ней, преследовать всех духовных лиц и их родственников. Осенью 1918 года красноармейцы приехали и за батюшкой в Спас-Чекряк, чтобы забрать его в тюрьму. Там не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом, как же записывать его во враги народа?

Власти выпустили Коссова из неволи, опасаясь справедливого гнева людей. Но в начале 20-х годов в Спас-Чекряк прибыла специальная комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать все изделия из золота и серебра. Ценностей у священника не оказалось. Его обвинили в укрывательстве, арестовали и отправили уже не в уездную тюрьму, где могли к нему проявить снисхождение, а в губернскую.

Желая унизить Коссова, тюремщики давали отцу Георгию выполнять самые грязные работы. Но власти и на этот раз не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова были вынуждены отпустить.

Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье священника. Георгий Коссов умер 8 сентября 1928 года. Властям не удалось запретить поклонения усопшему. На его похороны приехали более 40 епископов и священников, несчётное количество простого народа. Похоронили любимого пастыря возле церкви, напротив алтаря.

Обретение мощей

В 2000 году Церковь решила канонизировать праведника. Для этого следовало обрести его мощи. В успехе задуманного не было полной уверенности. Могила Коссова многократно сносилась. Но каждый раз восстанавливалась местным населением. В 1972 году на средства Иоанна Крестьянкина на ней был поставлен памятник отцу Георгию. От него и было решено начать поиски захоронения.

Такой ритуал должен проводиться без привлечения массового внимания. Но в этот раз так не получилось. Люди неведомо каким образом узнали о начале поиска. 6 декабря у могилы собрались более 500 человек. Но этот день не принёс ожидаемого результата.

Тогда в поиск останков отца Георгия активно включились местные жители. Одна из них, Мария Думчева, рассказала, что за могилой всё время ухаживала бывшая воспитанница приюта и экономка хозяйства Коссова тётя Поля. И она после очередного разрушения захоронения властями заново определяла место его нахождения. Поэтому 9 декабря  площадь поиска расширили на 2-3 метра. Здесь и был найден деревянный саркофаг с мощами отца Георгия. В нём лежали библия и нагрудный крест священнослужителя. 

Сегодня святые мощи Коссова находятся в Спасо-Преображенском соборе Болхова. На снимках: Георгий Коссов; здание приюта для детей-сирот; церковь, построенная батюшкой в селе Спасс-Чекряк (ныне разрушенная); обретение мощей Георгия Коссова; рака с мощами, установленная в Спасо-Преображенском соборе Болхова. Фото из архива Болховского краеведческого музея, протоиерея Евгения Евстефиева и Владимира Герченова (Орловская епархия).

 

Ссылка на первоисточник
наверх