На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

101 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Гусева
    Молодец, девочка!Под Орлом живёт и...
  • Татьяна Гусева
    Спасибо, что сбили! 🙏🙏🙏Еще 5 украинских ...
  • Татьяна Гусева
    Ну и никто не будет к нам приезжать. Потому, что смотреть тут, по большому счету, нечего. Самое значимое здание - это...С приезжающих в О...

В Орле молодожёны сняли комнату… в театре «Русский стиль»

Орловский муниципальный драматический театр имени М.М. Бахтина «Русский стиль» отметил 30-летие своего существования ярко. Актуальная для Года семьи, отмечаемого в России, постановка пьесы «Муж и жена снимут комнату» (16+) открыла новый театральный сезон важным многоточием в жизни этого творческого коллектива.

 

«С милым рай и в шалаше, если милый атташе…» 

Окончание этой великой фразы впервые зазвучало исключительно иронично и материалистично в начале перестройки. Тогда же поменялось и прежнее отношение к семье, как к корневому понятию. А чуть раньше булгаковская сентенция о людях, которых «испортил квартирный вопрос», обозначила главный раздражитель общества. 

«Квартирный вопрос» чаще всего заострялся и в постановках по мега-популярной в конце 70-х пьесе драматурга Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату». При этом автор исследовал не аномалии, а идеальные условия задачи: влюблённая пара начинает с модели, где любящие друг друга (ответственный Жених и прагматичная Невеста) полны светлых-пресветлых чувств. Даже имена у них в родственной перекличке: Алёна (артистка Татьяна Ганиева) и Алёша (Александр Миронов) – проживают свои роли на предельной высоте искренности. 

Итак, два будущих инженера: молодой специалист и студентка – не могут рассчитывать на «серебряную ложку во рту». Нет у них собственной крыши над головой. И как им без потерь прорваться через самые сложные «притирочные годы»?

На глазах зрителей рушится их романтическая модель – добрачное представление о совместной идиллии. Чем дольше не слышат они друг друга, не хотят терпеливо проговаривать «непонятки», тем шире пропасть в отношениях: каждый вкладывает в двоечлен «СЕМЬЯ счастлива» свой смысл. «У нас в доме ничего стандартного не будет…», – категоричен молодой Муж. «Любовь – это игра? Ты – в шахматы, а тебя – боксом!?», – растеряна юная Жена. 

Такие красивые, здоровые, образованные… не вдруг же, не в одночасье они посчитают себя несчастными? Начнут превращаться в бытовых растрёп, глухих друг к другу? Ходячие претензии? Откуда придёт это стремление «пострадать» в браке, эти надуманные «хождения по мукам» то из-за «неправильно» отваренных сосисок, то из-за бесконечных счётов с новыми родственниками?

Орловский театр «Русский стиль» предоставил зрителям возможность узнавать типичных героев в типических ситуациях семейного быта. От души посмеяться (комедия же!), посочувствовать чудесной паре. Казалось бы, и текст простой. И речь разговорная. И ситуации знакомые. При этом постановочная команда (бессменный художественный руководитель театра – Заслуженный артист РФ Валерий Симоненко) создаст абсолютно оригинальный сюжетный ход, который превратил бытовую пьесу в глубокое художественное высказывание. Каждый образ в спектакле оказался вылеплен так по-роденовски точно (отсекая всё лишнее), что прозвучало это на удивление свежо, убедительно и… поучительно. Без пошлости, без банальности, без патетики. 

Тема «критической бездомности» молодожёнов не потеряла своей актуальности и сегодня. Но в пику прежним многочисленным театральным постановкам, орловский театр сумел поставить акцент на «бытие молодой семьи», а не на «бытовухе».

«Снято с первого дубля! Все свободны!»

Главный мотив постановки – жизнь не кино, не черновик, нет у нас дополнительных дублей, помогающих отрихтовать ошибочное решение. 

Хлопушка помощника режиссёра (в этой роли Олеся Суровых), разделяют эпизоды спектакля-фильма («сцена такая-то, дубль очередной!»). На площадке – этакий чужой «день сурка», где ситуации молодожёнов-артистов аукнутся с происходящим в жизни зрителей. 

Спектакль рассчитан на разновозрастную аудиторию, но старшеклассники и педагоги, учащиеся колледжей и вузов, клубы «Молодой семьи» могут приходить на него полными курсами, классами, группами и дружескими компаниями… Обсуждать в своей среде, с родителями и друзьями. Спектакль «Муж и жена снимут комнату» в современном звучании может стать дискуссионным полем и для обсуждения на уроке «Семьеведения», который с этого года вводят в орловских школах. Теперь наши учителя не смогут ворчать в учительских, что у них «нет наглядных пособий для этого». Вот оно – и в яркой сценической форме!  Фото: Олеся Суровых

Бардовская песня – как главный герой 70-х

Бардовские песни, полные лиризма и глубоких смыслов, звучали в 70-е годы из переносных приёмников, с подоконников открытых окон, отовсюду, создавая портрет того времени. В орловской сценической версии интеллектуальная авторская песня стала ещё одним героем спектакля о чувствах. 

Благодаря особому лирическому герою, имя которому – память прошлого, заявленная тема расширяется до вселенских масштабов. У зрителя старших поколений спектакль отзовётся ностальгическим возвращением в молодость благодаря вставкам «уличного» концерта, а молодёжь удивится, что, оказывается, «у родителей-предков» были песни с такими пронзительными словами и удивительной мелодикой?».

Смятенье чувств передано через стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт» – оно ложится на психологическое настроение молодых. Историями «встреч и расставаний» внутри главной сюжетной линии становятся шекспировский сонет, песни-исповеди Вероники Долиной («На мосту») и «Не исчезай» Андрея Вознесенского.

А эти строки могли бы стать примиряющей финальной фразой любой ссоры, поверх обид и самолюбия:

Не исчезай из жизни моей!

Не исчезай невзначай или сгоряча.

Есть тысячи ламп.

И в каждой есть тысячи свеч,

Но мне нужна твоя свеча…

Роль барда с гитарой душевно исполнил Александр Столяров. 

Запомнится и блеснувшая богатыми голосовыми данными Ольга Федина (мать главного героя). Отмечу роль в музыкальном оформлении спектакля Валентины Гончаровой, Заслуженного работника культуры РФ. Артисты театра «Русский стиль» под её патронажем год от года заметно совершенствуют вокальные таланты, чем очень радуют орловцев. 

«Не надо в любви советовать…»

Множественные модели построения семьи проходят перед нами. 

Самой директивной и иерархической оказывается родительская модель. Почему бывает в ней так неуютно молодожёнам на краю привычного родительского гнезда? По закону астрофизики большие планеты (родители) всегда влияют на малые планеты (детей) даже просто своим присутствием (!). И это часто «борьба на разрыв» (прекрасно показанная в премьерном спектакле артистами Анной Аленичевой и Владимиром Верижниковым). Прав будет молодой муж: «Ты продолжаешь жить у мамы под крылом, и это твоя семья… А для меня они чужие! Никакой «нашей семьи» не получается…» 

Советчики-ровесники предложат каждый свою модель: Татьяна Иванюк комедийно-гротескно сыграет бывшую девушку-липучку. 

«Надо самому воспитать себе жену, – посоветует друг (Кирилл Касухин), – подвести её под свой идеал». Молодой муж засомневается: «Ну, это уже Пигмалион какой-то…»

«Мы не декабристки, не Пенелопы…» – поучит плохому родственница (Любовь Литвиненко), следуя расхожему принципу: «У самой жизнь не сложилась – почему не испортить жизнь лучшей подруге?!».

Характерна история отца жениха (Александр Галуцких). Произнося свой тост-напутствие о главном – совместимости в семье – он сам удивляется метаморфозе: «Только любовь делает прекрасным и желанным то, мимо чего мы бы прошли равнодушно». А бойкая веселушка и певунья (мать-одиночка главного героя) и через десятилетия не может забыть обиду на «бывшего»: «Кашку слопал – чашку об пол!»

Все спешат поделиться опытом. Страна советов же! Предъявляют молодожёнам свою опробованную модель отношений.

В новой постановке театра акцент сделан не на поиске угла для проживания, а на критическом исследовании чужих ошибок и чужого опыта. Спектакль подталкивает к мысли, что у каждого человека есть такая удивительная привилегия и право создать собственную модель семьи! И процесс этот самый что ни на есть творческий. В нём есть шанс самому стать Автором сценария, Режиссёром-постановщиком и беспристрастным Критиком. 

…Финальной точкой праздника стало награждение руководства театра и отличившихся артистов. Творческий коллектив поздравили руководитель Департамента культуры Орловской области Наталия Георгиева, зампред облсовета Михаил Вдовин и председатель Орловского отделения Союза театральных деятелей Павел Легкобит. По итогам прошедшего сезона заместитель мэра Орла Игорь Печерский традиционно вручил муниципальные премии артистам театра. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх