Луганский академический русский драматический театр им. Павла Луспекаева завершил гастрольный тур по шести городам России: Белгороду, Курску, Орлу, Калуге и Брянску. Так в рамках проектов «Мы – Россия» и «Большие гастроли», организованных и поддержанных на федеральном уровне, и должно было начать складываться единое культурное пространство.
Орловский зритель и руководство театра им. Тургенева (они уступили гастролёрам свою сцену) встретили гостей как дорогих и любимых друзей, а расставаясь, обещали дружить домами – театральными коллективами.
… «мы хотим, чтобы наши зрители запоминали
глаза наших артистов»
Первое знакомство с театром из Луганска состоялось в музее графа С. Каменского (открытом в память о первом крепостном общедоступном театре) на втором этаже театра им. Тургенева. На пресс-конференции перед началом спектакля по пьесе А. Островского «Лес», который выбрали для показа орловскому зрителю, после восьми лет войны и комендантского часа – на вопросы отвечали энергичные, с живыми глазами красивые люди: директор, художественный руководитель, Заслуженный деятель искусств ЛНР Галина Михайлюк-Филиппова и главный режиссёр Сергей Васин.
Пропустив через себя ток войны, поняли, что значит театр в их жизни. «Мы хотим, чтобы наши зрители запоминали глаза наших артистов».
Журналистов интересовали детали и подробности, концепции и оценки, впечатления и планы. Но гости начали свой рассказ с истории своего театра. Родился он в 1939 году как Ворошиловградский. Рос в интернациональной семье, объединив 16 выпускников студии Ленинградского драмтеатра.
Сразу обнаружил свои пристрастия: пьесы русских, советских и зарубежных классиков. Сегодня продолжает искать авторов, созвучных времени.… «украинцы здесь начали гонять украинцев»
После майдана 2014 года на распадавшейся Украине из 13 русских театров остались единицы. Но Луганский русский драматический не просто сохранился, стал непотопляемым островком русского слова в ЛНР. «Сегодня, можно сказать, – мегаполис русской культуры», – уточняют гости.
Трагичного и открывающего глаза с тех пор случилось немало: уже 2 июня 2014 года тяжёлый самолёт украинских ВВС сбросил кассетную бомбу на центр города, в 70 метрах от здания театра. Через полчаса вся труппа бежала к месту взрыва. Вскоре тогдашний главный режиссёр и группа артистов уехали из Луганска, подчеркнув абсурд ситуации фразой: «Мы украинцы, а здесь украинцы гоняют украинцев».
Три месяца оставшийся коллектив жил в полной блокаде, перебравшись на ПМЖ в здание театра. Опасно было ходить по улицам, но работу решили не прекращать. Надеялись, что по объекту культуры «не прилетит». Киев давно перестал выплачивать зарплату, счёт потерям рос критически: ушли воевать мобилизованные осветители, погиб юрист, в госпитале после тяжёлого ранения оказался ведущий артист («очень талантливый»), контуженным вернулся после ранения завхоз…
Удивились, когда чиновники из украинской столицы не поздравили продолжавший работать коллектив с 75-летием со дня основания. Порадовались, когда слова поддержки пришли из Москвы, из Министерства культуры России.
Всё это время спорили, решали судьбу театра. Главный вопрос был: а что мы можем? Появилась гитара – поняли, что возможны выездные концерты. Из стихов луганских, белорусских, русских авторов и любимых песен собрали первую программу. Получилось «Это наша страна, это наша история». Объездив множество городов и районов Луганщины, поддерживая дух людей жить, убедились, насколько важны такие агитбригады в информационной блокаде.
… «чтобы сварить суп, сначала 40 минут варили воду»
В ноябре 2014 открыли 76-й театральный сезон. Обрели новый статус. Связи и Интернета практически не было, если только по ночам. Чтобы сварить суп, сначала 40 минут «варили» воду. Восстановили репертуар. Начали приглашать режиссёров из России, поставили 15 новых спектаклей для детей и юношества, десятки – для старших поколений. Новая программа родилась как созвучие: «Время. Выбор. Воля».
В городе до сих пор действует комендантский час. Поэтому спектакли идут только в пятницу, субботу и воскресенье. И только в дневное время, чтобы зритель мог до темноты добраться домой.
… «вот так играешь – и заиграешься»
Для гастрольного тура по России Луганский русский драматический театр выбрал две классических пьесы: «Левшу» уроженца Орловского края Николая Лескова и «Лес» Александра Островского. Обе прошли с огромным успехом, расскажу о своих впечатлениях от «Леса» (12+). Тем более, что в орловском театре «Свободное пространство» одноимённый спектакль продолжает идти в новом сезоне, и это два абсолютно разных, два оригинальных взгляда на один текст.
То, что у драматурга спрятано, в спектакле Луганского театра обнажено и выстроено с логической очевидностью.
… «а как влюбляются люди необразованные:
от всей души, то есть от всей своей первобытной дикости!»
Кажется, такого «Леса» орловский зритель ещё не видел! Получилась остросоциальная и психологическая мелодрама.Перед нами раскрывается тема «быть и казаться» в её драматической коллизии (женского рода) – в истории томления зрелой барыни-помещицы. Угораздило её, богатую вдову, влюбиться без памяти в дворянского недоросля. Нарушила все божьи заповеди, одну за другой. «Сотворила себе кумира», «возжелала», горит, мается. Золотому тельцу поклонилась. Ради пустоцвета-дворянчика проматывает состояние, вокруг которого годами традиционно кормится вся крепостная дворня (прогорит имение – и зависимым людям в леса с кистенём идти?). Крестясь и прячась за слащавые слова, крадёт влюблённая помещица Раиса Павловна Гурмыжская (эту роль блестяще исполнила заслуженная артистка ЛНР Светлана Стёпкина) чужие деньги – присваивает часть наследства племянников. Заливая голос совести, пьёт горькую. Напоказ, демонстративно выставляя свою «благотворительность», «набожность» и «любовь к ближнему», обманывает соседей, всё местное общество. Ну просто современная история краха успешного пиар-проекта! Финал окончательного падения дамы – её решимость застрелить того, кто встал ей поперёк дороги.
«Вот так играешь – и заиграешься», – произносит она пророчески.
Умирает весь уклад жизни по воле одного обезумевшего человека, обуреваемого постыдными страстями, потерявшему волю и совесть. У последней черты она оказывается наедине с роковым «После меня – хоть потоп».
Такого прозрачного и психологически точного прочтения старой классической пьесы не приходилось встречать. А как актуально звучит двухсотлетняя история в связи с сегодняшними многочисленными «союзами денег и молодых тел»? С успехами пластической хирургии, трансплантации органов и омолаживающей фармацевтики?!
… «и старую шинель, и старую шляпу
можно носить с таким достоинством,
что издали дают тебе дорогу»
Эту пьесу Островского играют три века подряд все лучшие театры России и мира! В Европе ею интересовались тысячи зрителей: от сельского театра – до парижской Комеди Франсез, до Королевской шекспировской компании. Она шла на сценах Праги, Белграда, Бухареста, Осло, Милана, Хельсинки, Дрездена и даже Берлина в 1940 году. Ей аплодировали театралы в Болгарии, Латвии, Грузии, Чехии, Дании, Югославии, США.
Пьесу ставили такие разные режиссёры с мировыми именами, как Всеволод Мейерхольд, Пётр Фоменко и Юрий Соломин.
Луганчане показали высший класс – живой и искренний театр. Возможно, все испытания, выпавшие на их долю в последнее десятилетие, стали для них тем весенним Фото Петра Мусатова
Свежие комментарии