В преддверии Дня полиции, 10 ноября, орловским журналистам показали работу экспертно-криминалистического центра УМВД России по Орловской области. Ни одно преступление невозможно раскрыть без сбора и изучения улик, а также проведения сложных экспертиз.
Современным преступлениям – надёжный заслон
Как рассказал начальник ЭКЦ УМВД России по Орловской области полковник полиции Олег Бурцев, сейчас в штате экспертно-криминалистического центра числятся 120 человек, и в каждом районе Орловской области есть соответствующий специалист.
Сегодня в экспертно-криминалистическом центре проводится 43 вида различных исследований и экспертиз: дактилоскопия, экспертиза ДНК, баллистика, почерковедение и другие. Недавно появился специалист, занимающийся экспертизами по геммологии, а именно – по исследованию драгоценных камней и их подделок. Всего же в ЭКЦ существует несколько отделов, в которых трудятся специалисты разных профилей: химики, взрывники, автотехники и другие.По словам Бурцева, нагрузка на экспертов ЭКЦ сейчас колоссальная. К ним попадают вещдоки и улики со всех мест преступления: оружие, боеприпасы, наркотики, алкоголь, пищевые продукты, следы крови, ноутбуки и мобильники – любой предмет, который может помочь в дальнейшем следствию. С начала года в ЭКЦ было проведено несколько тысяч различных экспертиз. – Серьёзно выросла нагрузка по проведению компьютерных экспертиз. Почти на каждое преступление выезжают сотрудники, чтобы изъять ноутбуки, компьютеры и другие информационные носители. Затем всё это исследуется, и вытаскивается вся необходимая информация. Бывают случаи, когда преступник успевает «почистить» устройство. Тогда мы стараемся информацию восстановить, но, скрывать не буду, это не всегда удаётся. Всё зависит от вида, марки и страны производства устройства, – рассказал Олег Бурцев.
Статистика показала, что гораздо чаще приходится экспертам прибегать к экспертизе ДНК, нежели к дактилоскопии. Преступники уже давно поняли, как действовать так, чтобы не оставлять отпечатков пальцев после себя. А вот с ДНК гораздо сложнее: достаточно на месте преступления чихнуть или оставить после себя окурок, как это станет объектом изучения для криминалиста и упростит работу следствия. Порой даже след от ботинка может вычислить преступника.
По окончанию работы часть вещдоков утилизируется, а некоторые попадают в специальную комнату хранения.
Безнал сократил количество фальшивок
Затем журналистов ждала экскурсия по лабораториям и отделам. Эксперты показали, как ультрафиолетовое и инфракрасное излучение позволяет определять подлинность денежных купюр, восстанавливает документы и письма, в том числе времён Великой Отечественной войны. Чаще всего фальшивомонетчики подделывают бумажные деньги – в лидерах пятитысячные и двухтысячные купюры, реже стали попадать в руки фальшивые доллары. При этом в последнее время число фальшивых купюр снижается: люди стали меньше пользоваться наличкой.
– В ЭКЦ есть коллекция фальшивок, в которой более сотни купюр разных номиналов, – рассказал заместитель начальника отдела ЭКЦ УМВД подполковник полиции Константин Муницын.
Откатать пальчики
В отделе дактилоскопии журналистам предложили снять отпечатки пальцев. Заметим: обнаружить следы можно и от других частей тела: губ, носа, ушей. И помогает в этом дактилоскопический порошок – основной элемент чёрного чемоданчика криминалиста, где хранятся инструменты, необходимые для «снятия» следов и сбора улик с места преступления. Кисточкой порошок наносят на предмет, вещество залипает на потожировом веществе и образует след, который окрашивается и становится заметным. На месте преступления самая главная задача – определить, какие отпечатки принадлежат пострадавшему, а какие подозреваемому.
– Самое главное техническое средство в нашем чемодане – это дактилоскопические порошки, которые бывают магнитные или немагнитные и используются в зависимости от того, какую поверхность нужно обработать, – рассказала старший эксперт первого отдела ЭКЦ России по Орловской области Софья Жукова.
Необычный случай из практики
Затем журналистов пригласили в две специфические лаборатории – баллистическую и химическую. В первой проводят исследования огнестрельного оружия, боеприпасов и следов их применения. Данная экспертиза позволяет определить, из какого вида оружия было совершено убийство, и с какой скоростью летела пуля.
– Есть оборудование, предназначенное для безопасного отстрела оружия, – скоростемер, с помощью которого рассчитываем кинетическую энергию снаряда, – пояснил старший эксперт ЭКЦ УМВД России по Орловской области майор полиции Андрей Кузнецов.
В химическом отделе экспертиз самыми популярными в последнее время являются исследования наркотических средств и ядовитых сильнодействующих веществ.
– Приходится проводить экспертизы по исследованию нефтепродуктов и горюче- смазочных материалов. В преддверии праздников чаще попадает на экспертизу спиртосодержащая продукция. Много табачной продукции поступает без акцизной марки, поэтому наша задача – определить содержание курительной смеси и выявить, есть ли посторонние вещества, помимо табака. Иногда бывает, что, помимо табака, удаётся выявить в составе наркотические вещества. Такая практика используется чаще всего в местах лишения свободы при передаче посылок заключённым. В колониях вообще удавалось много чего обнаружить во время экспертиз. Булки с сомнительным содержимым были. В белье находили наркотические вещества. Самый необычный случай: в колонию был передан, казалось бы, обычный детский рисунок – домик, облака, солнышко, птички. А во время проверки было обнаружено, что в краску было подмешано наркотическое средство. Это весьма сложно было определить, потому что носителем была бумага. Иногда некоторые вещества пытаются замаскировать под кофе, – поделилась главный эксперт отдела химических экспертиз Мария Конышева. ФОТО принадлежит ОрелТаймс
Свежие комментарии