На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

101 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Гусева
    И что там будет, на этом участке? Хорошо, если сделают лесопарк для жителей нашего 909-го квартала. Как, например, па...Орловское лесниче...
  • Татьяна Гусева
    И от бурелома надо вовремя избавляться в лесах, он тоже распространяет болезни. Для этого нужны рабочие и машины. И с...Эксперты назвали ...
  • Татьяна Гусева
    В Орле растут грецкие орехи, это сорта, адаптированные к средней полосе. Орехи опадают с деревьев и остаются лежать в...В Орловской облас...

На сцене «Свободного пространства» в Орле заработало полуподпольное агентство

На сцене «Свободного пространства» заработало полуподпольное агентство, где оказывают услуги по разряду «благотворительность духа». Подробности таинственного дела можно узнать, придя на удивительный спектакль по пьесе испанского драматурга Алехандро Касона «Деревья умирают стоя». Трагикомедия изумляет лихо закрученными поворотами, волнует новым звучанием вечных проблем, а кому-то и поможет разобраться в себе.

Драматургия спектакля далека от линейных выводов. Она предполагает диалог или даже спор на важные темы: будут ли благодарны вам люди, получившие в подарок «розовые очки», а на самом деле – лишь иллюзию счастья? Где границы «лжи во спасение»? Стоит ли заниматься благотворительностью в старинном смысле этого слова, «творить благо», если жизнь бьёт и учит: «добрыми намерениями вымощена дорога в ад»?

Существовать спектаклю одновременно в реальности и фантазийно-психоделическом мире помогают точная работа режиссёра спектакля, художественного руководителя театра Сергея Пузырёва и декорации художника Анастасии Копыловой. 

… «я тебя слепила из того, что было»

Отправная точка сюжета – судьба семейства Бальбоа, по которому рок проехал своим безжалостным катком: дети погибли в катастрофе, а любимый и ожидаемо занянченный в детстве внук потерял берега: «едва ещё стал юношей, но уже перенял все повадки взрослого негодяя». А значит, старики лишены шанса заглянуть в бесконечность глазами собственного потомства. Можно ли такую судьбу дожить достойно? А счастливо?

Старики стали теми деревьями, которые «умирают стоя», не сдаваясь. В помощь этой стойкости – их нежные чувства и бережное отношение друг к другу (сеньор Фернандо Бальбао, артист Альберт Мальцев, и сеньора Евгения, заслуженная артистка России Нонна Исаева, убедительны в каждом слове).

А при этом, в доме с призраками жить невмочь. Каждый предмет, каждая стена – пантеон давно ушедшего. «Одиночество вдвоём» со своими горестными воспоминаниями невыносимо. Мы и видим комнаты со сквозняком, из которого выдувает счастье сегодняшнего дня.

Декорации спектакля очень хорошо создают эту глубину пространства призрачных воспоминаний о давным-давно прошедшем, когда «деревья были большими», а жизнь – полной радости.

Оба не хотят огорчать спутника жизни своими секретами. И легко ль доверить распутать клубок горькой правды и сладкой 20-летней лжи странному агентству «Добрых услуг»?

Старик Бальбоа – проницателен и деликатен: он следил за событиями существования внука перекати-поле, сочинял душеспасительные письма, которые якобы посылает им переродившееся ничтожество. Он понимает: прекрасные воспоминания – это ветка, по которой старое дерево (поживший человек) находит дорогу в сад своей молодости. Поэтому они так дороги.

Казалось бы, яблоко от палисандра, растущего в их саду памяти, откатилось так далеко, что встреча нанесёт новые раны и углубит непонимание. Но старая сеньора Евгения живёт иллюзией, что родной, любимый человек способен однажды и вдруг перемениться.

«Деревья умирают стоя» – это история про убитую надежду на чуткость со стороны кровной родни. И про обретение общей волны с чужими, но близкими по духу людьми… 

… «самая крохотная жизнь на земле священна!»

Прежде всего, я бы обратила внимание на то, что написана пьеса в 1949 году для исстрадавшихся в результате Второй Мировой войны народов. И автор идеи исходил из аксиомы: все миллионы несчастных, в первую очередь, одиноки. У них нет дома, где их кто-то ждал бы. Они закрыты в своём горе, неизбывном или преодолимом. В своих утратах, реальных или надуманных. Требовалась новая жизнеутверждающая сказка для взрослых. С прекрасными героями и обнадёживающим финалом. И она появилась.

В спектакле мы услышим её философскую основу: «О немощах тела заботятся многие. Но думают ли о тех, кто умирает без единого прекрасного воспоминания? О тех, кто никогда не видел осуществлённой мечты? О тех, чья жизнь не была внезапно освещена тайной и надеждой?»

И вот где-то из туманов жизни появляется богатый человеколюб, доктор Ариэль. Он заводит пружину действия, которая разворачивается перед зрителем, мы слышим о нём в репликах, но он невидимка. Как любое фантастическое существо. Он не просто провозглашает свою философию жизни, он воплощает её день за днём конкретно, зримо: надо тех, кто оказался на грани отчаяния, у последней черты, в тисках горького одиночества, подхватить на руки и пронести над житейской пропастью!

При этом тратит своё состояние (привет от него всем богатеям, обладателям золотых унитазов и самолётов со стразами!) на создание фирмы, задача которой… творить милосердие с помощью искусства, заставляя звучать молчащие струны души несчастного человека.

Весь штат фирмы работает анонимно, как предписано божьими заповедями. Добрые дела ведь не терпят рекламирования, не так ли? И строго по заранее расписанным директором нотам. Для него главное в высоком искусстве – игра. Манипуляция. Просчитанный психологический эффект. Вот артисты М. Неженцев, О. Балабанова, группа мимов по команде и «включают» ту или иную эмоцию, подходящую к моменту.

Эффект зрительского присутствия на сцене усиливается, когда мы вместе с «новичками» попадаем в загадочную историю. Зрителей приглашают стать детективами. Кто эти бескорыстные люди? Как и почему они попали в этот театр, киностудию? Или в цирк? А может, притон бандитов или некое тайное общество? Неужели, сумасшедший дом?

Получается, реальная «благотворительность духа» так непривычна в нашей жизни, что поведение и мотивация этих людей кажутся … странными? 

…немного солнца в холодной воде

Итак, у хозяина фирмы много денег и воображение благородного человека. А ведущие артисты театра Максим Громов (директор) и Ольга Виррийская (Девушка с печальной улыбкой) представляют героев, у которых есть шанс сделать стариков счастливыми…хотя бы на семь дней. Но и самим стать влюблённой парой. Или нет? Ведь эти характеры – ещё и два полюса. Если директор на основе знаний психологии разработал математические алгоритмы, как можно «сконструировать счастье», то настрадавшаяся девушка – поборница безоговорочной искренности в отношениях.

Отмечу блестящую работу Валерии Жилиной (распорядительница в странном офисе), её роль стала скрепляющим цементом первого акта.

Спектр «Добрых услуг для души» огромен… Спеть для моряков на чужбине песню родного дома. Мазиле-охотнику подбросить кролика, реализовав его главную мечту. Организовать художественное пение имитатора-«соловья» под окном судьи, чтобы он расчувствовался и не вынес скоропалительный смертный приговор. Печальную девушку заставить улыбаться подаренному букету. «Хорошая улыбка – для нас уже полдела».

Мир ненагляден?! Грейся у чужой улыбки, чужой радости, облегчи чужую ношу – и тебе прибавится света. Будет и им, спасаемым, и тебе, спасённому «немного солнца в холодной воде…»

Но это «простые» задания. А сколько их трудновыполнимых, сложносочинённых? Есть и неудачи, их записывают в отдельный гроссбух. Это всегда трудно – «осчастливить» человека по чужой заявке. 

…метафоры и смыслы спектакля

Спектакль получился о силе любви. О необходимости скрывать слёзы, даже когда отнята надежда. И верить в лучшее, несмотря ни на что.

Сквозная метафора спектакля – долгая жизнь дерева, палисандра, которое даже «умирает стоя». Это символ жизни старых сеньоров Бальбао, а если смотреть шире – всех сильных духом. Палисандр, твёрдость сердцевины которого сродни слоновой кости и выше, чем у дуба, можно рассматривать и как символ семейного древа «аристократов духа», «штучных» людей особой крепости, мощной нравственной силы.

Другая сквозная метафора – фокусы. Вот грустный фокусник, насмотревшись на страдания людей (артист Олег Нарышкин) эффектно появляется на цирковом велосипеде, а на поклонах осыпает сцену победным конфетти. Пьеса Алехандро Касона в одном из театров и шла под названием «Ателье иллюзий».

Маскарад, маски, переодевания становятся ещё одним символом повествования. Артисты постоянно преображаются, примеряя новые образы. При этом новые костюмы и новые предлагаемые обстоятельства – это как раз те самые психологические фокусы, на которые делал ставку директор. Но для каждого из участников «проекта по осчастливливанию жителей маленького городка» – это возможность найти собственное счастье.

Автор доказывает: мир вещей – всего лишь вспомогательное средство для того, чтобы сделать человека счастливым. 

… «искать свет, солнце, смыслы;

находить их и приносить зрителям»

«Самое страшное в театре – ложь. Но всегда есть люди, которые умеют искать свет, солнце, смыслы. Находить их и приносить это зрителям», – этим программным заявлением художественного руководителя театра «Свободное пространство» открылся новый, по счёту 46, театральный сезон.

Кстати, театр решил сделать в день премьеры подарок и первому случайному зрителю, прошедшему билетный контроль. Им стала Галина Ефремова (на фото), которая посещала «Свободное пространство» ещё до пандемии, а теперь получила сертификат на просмотр всех премьер в этом сезоне.

Первое звено в цепи благотворительности? Или шанс восполнить нехватку прекрасных иллюзий, которые нам во все времена дарит настоящий театр? Фото Дарьи Симоновой 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх