В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения художницы Антонины Фёдоровны Софроновой. В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранятся 56 произведений её живописи и графики, и музей активно занимается популяризацией творчества выдающейся орловской художницы.
Особый интерес представляют пейзажи города Орла, созданные в 1920-е годы.
Своеобразны камерные портреты актрис, современниц Софроновой с которыми её связывала дружба. А в последние годы жизни художница обратилась к натюрмортам.Ранняя графика Софроновой 1920-х годов – дань увлечения конструктивизмом. Журнальная графика тушью и пером передаёт время, когда Антонина Софронова сотрудничала с московскими издательствами, создавая иллюстрации и заставки для журналов. Виртуозные наброски «Типы улицы» отражают время НЭПа. Лёгкие и прозрачные пейзажи-акварели Москвы и Ливен созданные в 1930-е годы, близки по творческим установкам группе «Тринадцать», на выставки которых была приглашена участвовать художница. Акварельные портреты актрис продолжают серию «Бывшие актрисы», начатую Софроновой в живописи. Особое внимание привлекают автопортреты художницы в живописи и графике, созданные в 1920-е годы.
Всего на выставке представлено 62 произведения живописи и графики. Она откроется 19 октября и продлится до 6 ноября.
Справочно
Антонина Софронова родилась в селе Дросково Орловской губернии в 1892 году семье земского врача. Как пишет Википедия, творчество Софроновой — «уникальный пример независимости в условиях тоталитарного советского государства с его нормативной эстетикой соцреализма». Уже в 22 года она выставилась на престижной выставке «Бубнового валета» (самое крупное объединение художников раннего авангарда), эстетике которого следовала в ранних работах. В конце 1910-х и в 1920-е годы увлеклась конструктивизмом. Затем эксперты отмечают влияние гротескной графики немецкого экспрессионизма (в характерных зарисовках быта времён НЭПа). А к началу 1930-х гг. «на смену жёсткому конструктивизму пришла импровизационная лёгкость рисунка и нежность тоновых цветовых решений, лиричность интонации — всё это было развитием эстетики французского постимпрессионизма».
Параллельно Софронова с 1923 года сотрудничала с различными журналами и издательствами, делая иллюстрации. В 1935—1937 по заказу издательства Academia, чьи книги сегодня – на вес золота, иллюстрировала «Восстание ангелов» Анатоля Франса, оформляла обложки для бальзаковских произведений…
Творчество Софроновой стало широко известно лишь после её смерти усилиями дочери И. А. Евстафьевой и искусствоведов, которые вернули интерес к русскому авангарду 1910—1920-х годов. Ещё большее признание пришло в 1993 году, когда состоялась персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к 100-летию со дня её рождения.
В том же году в Орле была открыта Мемориальная доска на здании областной поликлиники № 2, на месте дома, где Софронова жила в 1911—1914 годах. Фото предоставлено Орловским музеем изобразительных искусств
Свежие комментарии