История орловского КВН началась с соперничества вузов в конце 60-х годов прошлого века. «Машинка» (ОФ ВЗМИ) и «ОГПИ» (Орловский государственный педагогический институт) являлись фаворитами игры. Как правило, именно эти команды чаще всего сходились в финальных баталиях. Причём «физики» чаще переигрывали «лириков».
На подступах к пьедесталу оказывались и ОГИИК (Орловский госинститут искусств и культуры), и ОВВКУС (Орловское высшее военное командное училище связи). В ту пору блистал нынешний лидер КПРФ, студент физико-математического факультета пединститута Геннадий Зюганов. На пару лет моложе его другие лидеры – Владимир Блехер и Владимир Бабин.«Веди, Зюганов, нас смелее в бой!»
Спустя годы, авторитетнейший КВНщик, аксакал движения Блехер уже возглавлял жюри в конце 80-х. И ему есть что вспомнить.
«КВН – это не любимая игра, это игра, на которой мы выросли в плане становления человеческого. И когда я вижу, во что это сегодня превратилось, то повода для веселья у меня уже нет. Это другой жанр, это эстрада, – говорит Владимир Блехер. – Зюганов был капитаном факультета пединститута в 60-х годах. Харизматичный, лучше я здесь никого не видел. С великолепным чувством юмора и с такой подачей: «Ген, расскажи, как ты в армии служил?» – «Ну как… Как говорил мой старшина, Зюганов: стрельба – удовлетворительно, обед – отлично, а в целом – хорошо»… По-моему, в 1968 году состоялся финал «Машинка» – «Пед». Старшекурсники волшебные: Клейн, Аркадий Подольский.. – там было кого послушать и у кого поучиться. Идеологический догмат присутствовал. Вот домашнее задание «Машинки». Тема: «Как я провёл первый день выпускника на производстве». Показывают типичное КБ: кульман, а на чертеже – таблица по футболу. Народ играет в шахматы, вместо часов у них кефирные бутылки, забыл пропуск – попытался попасть на производство через канализационную трубу, но в итоге прошёл через проходную и не был задержан. Когда идеологи институтские это увидели – немая сцена, шок. Удалось выкрутиться так: перед домашкой предупредили, что мы показываем не то, что, есть, а то, что не должно быть. И все примирились. Находчиво.
Вспоминается КВН между ветеранами и студентами. Лично я заклеймил Александра Каца, когда он под песню «Ничто на земле не проходит бесследно» вынес на авансцену рисунок беременной женщины. Считаю, что он вышел за рамки игры. Саша талантлив до безумия, он актёр и с такой способностью! Отечественная сцена потеряла очень много после его ухода в МЧС.
Володя Бабин, к сожалению, рано ушедший – изумительный КВНовский режиссёр, актёр и при этом великолепный организатор. Аркаша Барк – он не фронтмен, но тексты писал абсолютно убойные, и мы с этими текстами убойно выглядели». Желания совпали с возможностями
Второе дыхание игры открылось в Перестройку. Первой ласточкой возрождённого орловского КВНа стала игра в 1987 году команд технического института «Оптимист» (капитан Дмитрий Евдокимов) и «Аси Клячиной…» (ПО «Научприбор», капитан Игорь Блинчиков). Институтский зал набит битком, люди стоят в проходах, в едином порыве реагируют на шутки преподаватели и студенты, и уже нет разделения на «свои» и «чужие». Общее ощущение родства, радости – подул свежий ветер перемен, которого так долго все ждали в стране. Непередаваемое чувство. Как сейчас понимаешь, – это было счастье… Тогда соперничали команды «Малютка» (Орловский завод электронных приборов ОРЗЭП, капитан Борис Кобзев), больница им. Семашко (капитан Евгений Муравин), ОВВКУС (капитан Владимир Астрахан) и уже упомянутая «Ася…».
В то время разрешалось шутить на политические темы. Воздух свободы опьянял и позволял многое. В ходу были незлые пародии на Михаила Горбачёва, партийных руководителей области. Хорошо воспринималось обшучивание пафосных советских фильмов, обыгрывание штампов пропаганды. «Советские учёные обнаружили и изучили НЛО, после чего он стал опознанным и нелетающим», – к слову, так шутила «Ася…» на выездном конкурсе. Или, например, в домашнем задании из уст актёра, изображающего генсека КПСС, звучит: «Пока каждая свинья не поймёт, что от неё зависит решение продовольственной программы, – я один ничего сделать не смогу».
При этом отсутствовало преследование за инакомыслие, о доносах вовсе не было речи. Комиков тогда не задерживали. Впрочем, и откровенной «жести» команды тогда не допускали и ниже пояса шутки не опускали (почти). Царила атмосфера оттепели. И в залах, и на сцене: по-доброму, с большой долей самоиронии, интеллигентно, порой наивно. Табу в темах не существовало, только самоцензура в творчестве.
Каждая команда имела своё лицо. Более жёстким стилем отличались врачи. Оно и понятно – они видели жизнь изнутри и не только жизнь, и Memento mori для них – не пустой звук. Запомнился их номер с элементами чёрного юмора: «Висилица и ликует весь народ».
Леонид Минц, Сергей Швец, Евгений Муравин, Игорь Лившиц, Игорь Медведев, Александр Тесленко, Сергей Пятко, Сергей Ступин, Иван Егоров – эти и многие другие игроки определяли лицо орловского КВН в то время. Бессменным ведущим выступал Андрей Бутырин.
КВН1квн2квн3квн4
Кузница кадров
Клуб для многих игроков оказался трамплином в профессиональном и карьерном плане. Большинство весёлых и находчивых нашли себя в бизнесе, руководстве различными предприятиями и организациями, в том числе в СМИ. Так, Владимир Бабин стал гендиректором ГТРК «Орёл», Владимир Блехер – председателем совета директоров компании «Инсофт», Александр Кац – начальником центрального регионального центра МЧС РФ, Сергей Ступин потрудился мэром Орла, заместителем губернатора, а сейчас хранит и пополняет наследие Ивана Сергеевича Тургенева в «Спасском», Владимир Астрахан – доктор исторических наук, заведующий кафедрой национальной безопасности ОГУ им. Тургенева, Павел Астафичев – профессор СПбУ МВД, Роман Козлов – востребованный шоумен Орловщины, Лев Литинский – главный редактор радиостанции и успешный предприниматель, Сергей Радченко – проректор ОГУ. Словом, юмор как друг – строить и жить помогает.
Занавес рухнул
Похожие процессы происходили и в других областях. Поэтому и возникло естественное желание помериться интеллектуальными силами с соседями. Игра с брянской командой БИТМ (Брянский институт транспортного машиностроения) в начале 1988 года в орловском ДК ЖД ознаменовала собой выход КВН на межрегиональный уровень. Затем, в декабре 1988 года, последовала поездка в Москву, где объединённая орловская команда под брендом Орловского филиала Московского института приборостроения (ОФ МИП) победила Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и РКИИГА (Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации). В том вояже нашу команду сопровождали несколько сотен болельщиков. Их поддержка сыграла важную роль.
«КВН был до нас, КВН будет после нас, потому что после нас – хоть КВН», – рефреном прозвучало тогда в столице. Казалось, всё только начинается для орловских КВНщиков. Но…
Человек предполагает, а Александр Васильевич Масляков располагает. Сборная Орла затем съездила в Воронеж и Тюмень, правда, особых лавров не снискала. Очень разношёрстными по взглядам на игру, амбициозными оказались игроки. И случилось, как в басне Крылова: «Когда в товарищах согласья нет…». Выяснилось, что «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Да и суровая реальность наступающего времени в лице Маслякова диктовала свои правила игры. В результате все весёлые и находчивые орловцы разошлись по своим «квартирам» – институтам. Своеобразным итогом перестроечного КВН в 1991 году стало представление «Кипяток-шоу» в исполнении научприборовцев на подмостках театра «Свободное пространство». Это символизировало в некотором роде окончание «искреннего» периода игры, после чего клуб стал на рельсы эстрады и предпринимательства.
квн5квн6квн7
«Это игра, детка, ничего личного»
Команды под брендом КВН стали плодиться на Орловщине, как грибы после дождя. Настало иное время, и пришла новая волна весёлых и, безусловно, находчивых, сумевших соответствовать веяниям времени. Яркими авторами и исполнителями в начале 90-х показали себя Роман Козлов, Лев Литинский, Александр Френкель, Евгений Киселёв, Андрей Щербаков, Евгений Григорьев и другие. КВН стал уходить в массы – вширь и вглубь. В вузах создавались команды на факультетах и курсах. Участились поездки по городам и весям. В молодёжном клубе «Полёт» в областном центре регулярно, чуть ли не каждый месяц устраивались игры, задействована была и сцена академического театра им. Тургенева. Активно продавались билеты, пошла реклама – двигатель торговли. Чему во многом способствовала централизация движения корпорацией семьи Масляковых, создавших разные лиги клуба, целую империю КВН. Вот уж кто оказался поистине самым находчивым, вовремя приватизировавшим всенародную любовь к игре, ставший монополистом! Александру Васильевичу не откажешь в предпринимательском даре и таланте. Некоторые старые игроки считают, что во многом «заслуга» Маслякова в том, что именно он стал могильщиком свежего воздуха обновления, перемен – того первоначального движения, которое начисто было лишено корысти.
Помнится, Владимир Блехер дал такую оценку изменившейся игре: «Сегодняшний КВН – это культ личности Маслякова». Об ушедших – «либо хорошо, либо ничего, кроме правды».
O tempora, o mores! (О времена, о нравы)
В начале 2000-х сразу две орловские команды отправились на Сочинский фестиваль – «Давка у выхода» и сборная ОГУ. Организаторы в лице ведущего КВН Михаила Марфина этот шаг оценили, но рекомендовали создать единый коллектив. Так появилась «Сборная Орла», которая затем пробилась в «Планету КВН», участвовала в Евразийской и Киевской лигах, играла в Первой лиге в Казани.
Далее пришла пора увидеть свет таким командам, как «Просто сказал» (ОГУ), «Весёлая слобода» (ОГАУ), «Вольные стрелки» (ОВВКУС). В 2004 году в Орле прошёл фестиваль команд КВН «Бабье лето».
Время шло, менялись команды и зрители. Коммерциализация КВН продолжилась в доселе невиданных масштабах. Это ни хорошо и ни плохо, это данность. Наиболее ярко себя проявила в данных обстоятельствах созданная на базе команды опытных игроков из «Просто сказал» в 2016 году команда ОГУ им. Тургенева «Такая история». Она представляла Орловскую область во всех лигах КВН России.на протяжении 12 лет.
Ребята из «Истории» приняли участие, и не без успеха, в Минской лиге, Сочинском фестивале «КиВиН» и Высшей лиге. В 2021 году команда «Такая история» объединилась с коллективом «Ровеньки» и дважды добралась до финала Высшей лиги.
Появление луганской команды в Орле, начавшей выступать под флагом опорного вуза, казалось довольно странным явлением, хотя объяснимым в связи с бизнес-моделью КВНовского движения. Как говорится, кто платит – тот и заказывает музыку (или танцует девушку). Но, похоже, музыка недолго играла, луганским артистам обрезали в ОГУ финансирование, и стало не смешно. Не секрет, что университет выставлял на тендер не только приобретение костюмов для команды, но и написание шуток. Выступления становились сродни пению под фонограмму. Это может кому-то нравиться или не нравиться, но это уже не тот КВН, изначальный, это другое. Представить такое на заре движения невозможно, если не сказать, что это выглядело бы неприлично и искажало бы саму суть игры. Но что поделаешь – времена не выбирают, в них живут и играют…
Но, похоже, эстрадный КВН стремительно теряет в последние годы популярность несмотря на современные сценические прибамбасы. Его уже трудно отличить от множества других развлекательных хохмических программ. Лицо, которое многие любили, потеряно. Уходят искренность, правда жизни, экспромты…
Но надежда умирает последней. Вдруг, как это не раз бывало в истории России, через сколько-то лет произойдут некие изменения, и станет возможным говорить о темах, о которых сейчас не принято говорить, и КВН обретёт третье, четвёртое дыхание, станет явлением общественной жизни, о нём заговорят на улицах и в организациях. Он станет отличаться особенным своим выражением и перестанет отрабатывать чьи-то личные бизнесы или политические интересы. Но это уже будет другая история. Кто знает, что будет завтра – «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
КВН9КВН8
На фото: игры 1987-1990 годов, фотографии команд «Такая история», «Ровеньки» взяты с сайта ОГУ им. Тургенева
Свежие комментарии