На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

101 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Гусева
    И что там будет, на этом участке? Хорошо, если сделают лесопарк для жителей нашего 909-го квартала. Как, например, па...Орловское лесниче...
  • Татьяна Гусева
    И от бурелома надо вовремя избавляться в лесах, он тоже распространяет болезни. Для этого нужны рабочие и машины. И с...Эксперты назвали ...
  • Татьяна Гусева
    В Орле растут грецкие орехи, это сорта, адаптированные к средней полосе. Орехи опадают с деревьев и остаются лежать в...В Орловской облас...

Прокурор Орловской области Алексей Тимошин – ОрёлТаймс: «Работа Фонда капремонта стала системной проблемой»

Более 7 лет орловский Фонд капитального ремонта работает, собирает деньги и, типа, ремонтирует. Однако план за эти годы ни разу и не выполнил. А в прошлом, 2021 году, провалил его с треском. Губернатор Клычков полагает, что главная беда – нехватка средств. Поэтому с нового года в Орловской области подняли тариф на капремонт почти на 40%.

Но это особо не помогло. Изрядно постылые ответы на вопросы: «как?» и «почему?» в исполнении власть имущих уже надоели однообразием и вечным «завтра».  Поэтому ОрЁлТаймс решил задать их главному человеку, осуществляющему надзор за соблюдением законности в регионе, – прокурору Орловской области Алексею Николаевичу Тимошину. Нарушения носят системный характер

– Как прокуратура оценивает работу ФКР на сегодняшний день, чем грешат?

– Если бы всё было хорошо – не было бы жалоб. Ведь главный арбитр тут – граждане. А они недовольны. Да и чему радоваться – программа капремонта должным образом не выполняется. Органами прокуратуры области ежегодно выявляется значительное число нарушений  в этой сфере, поэтому оценивать работу регионального фонда положительно мы не можем. 

С нашей стороны выявляются факты нарушения сроков организации конкурсных процедур, необоснованного переноса срока проведения капремонта многоквартирных домов на более поздний, ненадлежащего ведения претензионной работы по взысканию задолженности по взносам, отсутствие контроля за ходом и качеством работ. И, к сожалению, нарушения носят системный характер. 

По фактам нарушений в этой сфере в 2021 году – истекшем периоде 2022 года прокурорами внесено 50 представлений, объявлено 5 предостережений, в суд направлено 173 исковых заявления, по материалам прокуратуры возбуждено два уголовных дела, по одному уголовному делу уже состоялся обвинительный приговор.

К слову, принятыми мерами прокурорского реагирования по краткосрочным планам удалось завершить капремонт более 200 многоквартирных домов. Но проблемы остаются.

Несмотря на систематическое невыполнение плана капитального ремонта, до настоящего времени нерешённым остаётся вопрос реализации господдержки на софинансирование программы капитального ремонта со стороны правительства Орловской области, что приводит к дефициту регионального ФКР, финансовая неустойчивость которого, по сведениям Фонда содействия реформирования ЖКХ, составляет 38%. Указанный факт отражён в представлениях прокуратуры области, внесённых в мае этого года губернатору и председателю правительства области, а также его заместителю  Владимиру Ивановскому.

Другая проблема – замена лифтов. Несмотря на наличие денежных средств и 100-процентную контрактацию работ, вызывают серьёзные нарекания их выполнение и ввод лифтового оборудования в эксплуатацию. Прокурорами по данным фактам приняты меры реагирования.

Учитывая, что в текущем году проведение капитального ремонта запланировано в большем количестве МКД, на мой взгляд, профильному департаменту необходимо повысить уровень ответственности и контроля за выполнением программных мероприятий, разработать проекты нормативных-правовых актов, регулирующих порядок софинансирования мероприятий по капитальному ремонту, проанализировать эффективность деятельности Фонда капитального ремонта.

Что касается ФКР, то его руководству необходимо незамедлительно активизировать работу по проведению аукционов и усилить контроль за подрядчиками при проведении ремонтных работ, решительно пресекать некачественное выполнение работ, срывы ими сроков, выставлять пени и штрафы.  

Справочно:

По данным ОНФ, в 2016-2017 гг. около половины домов, по которым не выполнили капремонт (134), были перенесены на следующий год. В 2018 запланировали отремонтировать 245 МКД, но сделали лишь 178, то есть 67 домов перешли «в наследство» следующему году.  План-2019 включал в себя 200 домов, отремонтировали 171. К слову, это был последний год, когда статистика более-менее выравнивалась. Дальше наследство безделья предыдущих лет росло. В 2020 году отремонтировали 239 из 349, а 2021 год обрёк проблему капремонта стать «вечной» – 91 из 400.

В 2022 году в соответствии с Краткосрочным планом реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области» в 2021-2023 годах» запланирован капремонт 281 многоквартирного жилого дома. 

Когда чиновник «спит», работает прокурор

– Получается, нарушения стали «текучкой»? 

– С нашей стороны надзор в этой сфере ведётся на системной основе и практически в ежедневном режиме. В каждой прокуратуре имеется рабочий вариант реестра домов, где идёт капитальный ремонт, осуществляются регулярные выезды на МКД, при выявлении нарушений оперативно принимаются меры реагирования. Не раз прокурорами пресекались факты некачественного, несвоевременного проведения подрядными организациями капитального ремонта. К слову, только благодаря мерам прокурорского реагирования правительство региона выделило ФКР денежные средства на исполнение судебных решений об обязании устранить недостатки, допущенные в ходе ремонта подрядчиками, которые в настоящее время не могут исполнять свои обязательства, признаны банкротами или ликвидированы.

И, конечно, обязательно будет дана оценка бездействию должностных лиц Департамента ЖКХ и фонда, повлекшему неисполнение краткосрочного плана капитального ремонта в 2018 – 2020 годах, в рамках расследования уголовного дела  о халатности, возбуждённого 16 февраля 2021 г. по результатам прокурорской проверки.

– С учётом прецедентов возбуждения уголовных дел практически ежегодно происходит смена руководителей ФКР. Можно ли сказать, что это – своеобразный индикатор проблем в самом устройстве ФКР? Может, нужно что-то менять в системе, законодательстве?

– Практика показывает, что чаще всего не выстроена работа именно руководителем. Чехарда со сменой руководителей регионального ФКР негативно сказывается на общем деле. При этом мы видим, что уже довольно длительный период времени в фонде постоянный руководитель не назначен, лица просто исполняют обязанности, но это не тот уровень ответственности. Человек, который берёт на себя руководство фондом, должен брать всю ответственность на себя, обязан каждый дом контролировать. Каждый! Чтобы все работы исполнялись в срок.

Что же касается изменений регионального законодательства в сфере капитального ремонта, то в связи с постоянным неисполнением плана мы обратили внимание губернатора на необходимость рассмотреть вопрос о софинансировании программных мероприятий и закреплении этого вопроса законодательно на региональном уровне.

Относительно механизмов реализации программы капитального ремонта  –то тут всё регламентировано. Просто не всегда нормы законодательства работают так, как предписано. И тогда мы реагируем. 

Недружелюбная «община»

 – Общественники из-за сходства распределения денег, вносимых собственниками за капремонт, называют ФКР «общиной». По статистике 9 из 10 орловских МКД предпочли «общину» спецсчёту, который позволяет самостоятельно распоряжаться собранными средствами.  История показала, что на спецсчёте жизнь МКД стабильнее.  Но уйти от «общины» непросто. Могли бы граждане получить от прокуратуры правовую помощь? 

– С консультацией поможем, правовую помощь окажем – обращайтесь! Если госорганы будут препятствовать – внесём акты реагирования. 

Вообще брать ответственность на себя за капитальный ремонт своего жилья и другие вопросы по дому – это право человека, право жителей дома. Например, в столице, в Москве, всё больше и больше граждан ведут сами свои дома. Но нужно понимать, что это трудоёмкий процесс. Необходимо собирать общие собрания жильцов, оформлять протоколы, самостоятельно отслеживать своевременность уплаты взносов за капитальный ремонт, искать подрядчиков, контролировать ход работ и оценивать их качество. Не все граждане найдут на это время, желание, возможности. В каких-то сферах может не хватить знаний, но в этом случае граждане могут обратиться в прокуратуру, и вас проконсультируют с точки зрения закона.

Софинансирование просто необходимо

– Ещё 5 лет назад общественники предлагали ввести госконтроль за деятельностью ФКР – через минимальное софинансирование капремонта МКД со стороны региональной власти – по 1 рублю на дом. Это позволило бы, например, Контрольно-счётной палате Орловской области выступать ревизором для «народных денег». Нужно ли это и возможно ли сейчас? 

– Необходимо отметить, что эффективность выполнения программы капремонта напрямую влияет на социально-экономическое развитие региона, а контроль в указанной сфере осуществляет, в том числе, региональное КСП. Закон уже сегодня говорит, что КСП обладает полномочиями по контролю за исполнением программы капремонта. И в 2021 году КСП проводила проверку исполнения программы капитального ремонта, по результатам которой приняты меры реагирования.

Что касается софинансирования от области, то оно, как я уже говорил, должно быть, и это не один рубль на дом. В мае 2022 года в связи с отсутствием бюджетного софинансирования программы капитального ремонта в регионе прокуратура Орловской области внесла представление в адрес заместителя губернатора по развитию инфраструктуры.

Долг граждан – почти полмиллиарда рублей

– Опыт предыдущих лет показывает, что несмотря на высокий уровень собираемости денег и даже на значительное увеличение платы за капитальный ремонт – на 38%, это не способствовало эффективному их использованию. По Вашему мнению, почему?  

– Повышение тарифа дало ФКР очень значительную сумму. Конечно, больше денег – больше возможностей. Но, справедливости ради, не будем забывать о серьёзном росте цен на строительные материалы, без которых капитальный ремонт не может быть выполнен. На мой взгляд, если говорить об эффективности, то в большей степени на реализацию программы повлияла недостаточная работа самого ФКР, в том числе и претензионная.  Например, долг граждан на текущий момент – более 460 млн рублей. И с ним фактически не работали! А срок исковой давности – 3 года. По большей части взыскание денег сегодня уже невозможно: срок вышел. Представьте, если бы эти деньги люди заплатили вовремя. В тех, «старых» ценах на стройматериалы, если бы своевременно велась работа, можно было бы отремонтировать немало домов. 

– То есть, почти 8 лет претензионная работа не велась?

– Я бы сказал, велась, но несвоевременно и не в полном объёме. И это стало системной проблемой. 

– Сам ФКР обращал внимание на то, что муниципальная власть, которая является собственником жилья, не платит за капитальный ремонт, и долги – многомиллионные. Чиновники же ссылаются на дефицит бюджета. Какую работу в этом направлении планируете вести?

– Об этой ситуации нам известно. Основным должником является администрация города Орла. Прокуратура уже вмешалась, и в результате погашено 84 млн рублей задолженности перед НО РФКР, до суда даже не дошло. Ещё около 70 млн рублей задолженности обещали погасить в этом году. Ситуацию прокуратура держит на контроле. 

Насколько ФКР недоработал?

– По Вашему мнению, можно ли назвать меры, которые предпринимает региональная власть по улучшению работы ФКР, исчерпывающими?

– Нет, я не могу назвать эти меры исчерпывающими. Неоднократно в адрес губернатора Орловской области, его заместителя по факту ненадлежащего контроля за реализацией программы области вносились представления. Региональным Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения надлежащим образом не организован контроль за своевременным исполнением фондом программных мероприятий. В то же время нарушений много. Иногда несвоевременно оплачиваются работы, проводится контрактация и заключаются контракты. С недобросовестными подрядчиками не всегда оперативно расторгаются договоры.

Мерами прокурорского реагирования мы пытаемся заставить и власть осуществлять контроль, и фонд исполнять принятые им же обязательства. Если вы ставите себе цель – достижение определённых цифр, а по итогам года не можете и за половину отчитаться, то это говорит о явных просчётах в работе. А следом – ненадлежащий контроль департамента за работой фонда.  К слову, мы ставим вопрос о повышении персональной ответственности должностных лиц. 

Последует ли за провалом взлёт?

– Как мы уже говорили, план капитального ремонта МКД исполняется ненадлежащим образом. Большинство граждан считают, что работа провалена. На Ваш взгляд, получится ли исполнить программу в 2022 году хотя бы наполовину?

– Межведомственное совещание, проведённое под моим председательством в мае с участием курирующего заместителя губернатора и и.о. руководителя фонда, показало, что наметились определённые положительные сдвиги. Прогнозы делать рано, ещё полугодие не закончилось. Однако сейчас, на мой взгляд, у руководства области и фонда появилось правильное понимание тех проблем, которые накопились за последние годы. Мы будем продолжать держать ситуацию на контроле.

– Алексей Николаевич, спасибо за беседу!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх