На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

101 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Гусева
    Да уж, каждую ночь начинает болеть голова.Орловцы почувству...
  • Татьяна Гусева
    Из пяти троллейбусов можно собрать хотя бы три?Питерские б/у тро...
  • Татьяна Гусева
    И что там будет, на этом участке? Хорошо, если сделают лесопарк для жителей нашего 909-го квартала. Как, например, па...Орловское лесниче...

Градозащитник Малютин благодарен «светлой голове» из Москвы за возрождение аэропорта в Орле

Федералы собираются реконструировать аэропорт «Южный» в городе Орле. Готовы выделить на это 1 млрд рублей. Однако ситуация с «реинкарнацией» заброшенной воздушной гавани взбудоражила орловцев. Одни — за, считая, что давно пора возродить «Южный», другие — категорически против, боясь рокота пролетающих самолётов над жилыми домами рядом с аэропортом.

ОрёлТаймс поговорил с бывшим лётчиком-планеристом из Орла Юрием Малютиным. Он убеждён: авиация должна присутствовать в Орловской области и именно в аэропорту «Южный». И рассказал об истории аэропорта с 1944 года. 

«Вдовин неправ»

В Орле Юрий Малютин больше известен как экс-депутат Орловского горсовета, а ныне — градозащитник. Однако в прошлом Юрий Иванович был спортсменом Центрального планерного аэроклуба ДОСААФ в Орле на аэродроме Пугачёвка по парашютному, самолётному и планерному спорту. Он — экс-член сборной страны, тренер лётчиков-планеристов сборной команды СССР, неоднократный чемпион и рекордсмен СССР. Ему принадлежат два всесоюзных рекорда набора и выигрыша высоты более 6 км без мотора и кислородного оборудования. Именно Малютин стал первым в СССР пилотом, преодолевшим «замкнутый треугольный маршрут» в 500 км опять же без мотора и первым же завоевал право на почётный значок FAI. 

– Я относительно недавно был на «Южном», бетонка сохранилась в хорошем состоянии, есть невысокая поросль, но её легко убрать. Но! По недоразумению там начали строить жильё. Это была большая ошибка! – убеждён Малютин. 

В своё время аэропорт «Южный» был военным аэродромом, защищавщим воздушное пространство на подступах к Москве. Малютин уверен: «Южный» может возобновить свою историю как стратегический объект.

– Когда военный аэродром упразднили, это была большая глупость. Нужно было совместить военный аэродром и гражданский, как во многих регионах страны. Украинская ситуация показывает, что такой аэродром нужен. На нём должны размещаться дежурные самолёты ВВС России. Хорошо, что в Москве появилась светлая голова и решено было восстановить аэродром, – считает бывший лётчик-планерист. 

Малютин следит за реакцией горожан на возрождение аэропорта «Южный».  

По его словам, лёгкие гражданские самолёты способны разрешить транспортную межрегиональную ситуацию. Он поясняет, что у того же Ан-2 дальность полёта 800 км, — так что можно быстро долететь практически до Азовского моря.

«Для меня одно удовольствие послушать рокот Ан-2. Лёгкий самолёт, вмещающий до 25 человек, для города — не помеха. А реактивная авиация? Она ведь нечасто летает, один-два взлёта в течение суток — тоже не помеха. Причём основной гул приходится на взлёт, а не на посадку», — говорит Малютин. 

Не согласен лётчик-планерист с мнением первого зампредседателя Орловского облсовета Михаила Вдовина, который считает, что лучше сделать аэропорт не в Орле, а в Пугачёвке. 

– Михаил Вдовин — сухопутный офицер гражданской обороны. У него нет понятия авиационных задач. Аэродром должен принимать и отправлять самолёты круглый год. Аэродром в Пугачёвке непригоден для полётов в распутицу, самолёт просто увязнет. Там нет бетонной полосы. Бессмысленно тратить баснословные деньги на новую полосу в Пугачёвке, когда есть готовая, в рабочем состоянии — на аэродроме «Южный», — считает Малютин.

Меж тем в соцсетях губернатор области Андрей Клычков сообщил, что выложит проект восстановления аэропорта в тот момент, когда его полностью доделает Росавиация. Открытие аэропорта после реконструкции запланировано на конец 2023 года.

Великая Отечественная и «Южный»

С аэропортом «Южным» Юрий Малютин знаком с августа 1944 года. В то время это была негородская черта и вокруг не было домов. 

– Мне было 7 лет. Отец служил в авиационном соединении, которое освобождало Орёл, и оно разместилось на аэродроме сразу после освобождения города. Наша семья осталась в Семипалатинске. Но отец потребовал, чтобы мама с нами, детьми, переехала в Орёл. На аэродроме я бывал не раз. Там с братом находили много боевых патронов и играли ими. Правда, отцовский ремень быстро нас от этого отучил, — вспоминает Малютин. 

По его словам, во время войны немцы использовали этот аэродром для размещения своих истребителей. С момента освобождения Орла воздушная гавань использовалась для советской истребительной авиации.

– Трасса посадки на аэродром шла со стороны города – от нынешней ТЭЦ через центр города вдоль ул. Васильевской – и попадала на взлётно-посадочную полосу этого аэродрома. Во время войны этот путь проходили эскадрильи наших новых самолётов, которые шли на запад с авиационных заводов в сопровождении Пе-2 — был такой двухмоторный лёгкий бомбардировщик. Но садились эскадрильи у нас на аэродроме для дозаправки. И мы, пацаны, с напряжением и одновременно с удовольствием смотрели на красные звёзды на их крыльях. Истребители проходили по Васильевской на высоте не более 300 метров, и мы отлично видели даже головы пилотов..,,— рассказывает орловец. 

Кстати, этот аэродром был не единственным в Орле. На окраине Медведевского леса располагался так называемый аэродром подскока (официальный термин — оперативный аэродром, предназначенный для кратковременной стоянки, пополнения боевого комплекта). По словам Юрия Малютина, в 1950-х годах он потерял своё значение как боевая единица, его передали для учёбы курсантов аэроклуба, которые проходили первоначальную лётную подготовку. 

– Я как раз там научился летать, — рассказал Малютин.

База для 50 истребителей

По воспоминаниям Юрия Ивановича, в начале 50-х годов винтомоторные самолёты Як-3, Ла-5 заменили на реактивные. Новая авиация требовала совершенного аэродромного оборудования. В тот период на травянистый аэродром (а по сути, это было поле) уложили бетонную полосу. 

– Уже к тому времени у нас были самолёты со стреловидным крылом Миг-15, Миг-17. Они также базировались и летали с нашего аэродрома, — рассказывает Малютин. Были времена, когда на сегодняшнем «Южном», по его словам, базировалось до 50 истребителей. 

– Авиационный полк, который размещался на орловском аэродроме, входил в состав ПВО Московского округа, которым командовал легендарный трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Но с началом Корейской войны орловский полк был отправлен в Корею, где наши лётчики-истребители отлично себя показали: соотношение сбитых американских и наших самолётов было пять к одному. В 2008 году мы, пилоты-спортсмены, встречались с ветеранами Корейской войны из орловского полка на аэродроме в Пугачёвке. Это была незабываемая встреча..,— вспоминает орловец.

По словам Малютина, орловский аэродром всегда существовал как боевая единица, прикрывающая южные подступы к нашей столице. Но потом его прикрыли. Полк был перебазирован в Курск на аэродром “Восточный”, бывшая авиационная военная часть при аэродроме была переформирована в пехотную. В начале 1980-х военный аэродром был переоборудован в гражданский. Сюда перевели аэропорт, базировавшийся на Наугорском шоссе. На том и закончилась боевая история орловской воздушной гавани.

Новый взлёт и упадок

В 90-х годах к имеющимся Ан-2 были закуплены три реактивных самолёта Як-40. На тот момент в Орле работала авиакомпания «Орёл-Авиа». Но к концу 1990-х компания пришла в упадок.

В 1998 году в Орле появилась компания «Трансаэро». С её приходом начались активные работы на территории аэропорта. Была удлинена и модернизирована полоса, повышен класс аэродрома до 2-го. Как сообщает Википедия, 25 декабря 1999 года после семилетнего перерыва воздушное сообщение между Москвой и Орлом было торжественно открыто посадкой самолёта Боинг-737. 

Вплоть до конца 2000-х годов аэропорт использовался компанией «Трансаэро» в основном под нужды правительственных и губернаторских рейсов в столицу. В начале 2000-х планировалось строительство второй очереди аэропорта, которая включала в себя постройку грузовых и пассажирских терминалов, перрона и сопутствующей инфраструктуры. Но в конце 2004 года компания ушла из Орла. После этого орловский аэропорт стал приходить в упадок и обанкротился. С 2010 года воздушная гавань не эксплуатируется (законсервирована).

Теперь у аэропорта «Южный» появился шанс на возрождение. 

К слову, в 2018 году Орёл посетил министр транспорта Максим Соколов. Он осмотрел площадку орловского аэропорта и отметил, что «расположение аэропорта в черте города – это его минус. Если говорить о возобновлении авиасообщения, то необходимо выводить аэропорт за черту города. Это вопрос безопасности».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх