На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Орелtimes

99 подписчиков

Свежие комментарии

  • HotRS
    Вот так халявные укрытия вскрыли недостатки - отсутствие жилья и туалетов.Курские волонтёры...
  • Татьяна Гусева
    Менять главу района надо, и проверять, соответствует ли его уровень жизни его зарплате.Чиновники под Орл...
  • Татьяна Гусева
    Слава богу, сбили!В небе над Орловщ...

Орловский хирург — один из лучших в России

В 2018 году в Пятигорске открыли первый и единственный в стране Музей-библиотеку истории российской хирургии за 300 лет. Его создал на базе медико-фармацевтического института известный специалист в этой области профессор Виктор Околов. В экспозиции музея более пяти тысяч редчайших книг, диссертации и монографии, а также портреты известных российских и советских врачей.

Здесь собраны данные более чем о шести тысячах деятелей отечественной хирургии. Среди них – и доктор медицинских наук с Орловщины Александр Графов.

Старт в будущее дали Болхов и Смоленск

Будущий хирург учился в средней школе №1 города Болхова. Окончив её с серебряной медалью, поступил на лечебный факультет Смоленского  мединститута. Интернатуру по хирургии проходил на базе Орловской областной больницы. Шесть лет работал хирургом Болховской ЦРБ.

Затем были годы работы в городе Антраците Луганской области. Здесь он прошёл все ступени своей карьерной лестницы. Был хирургом-ординатором, заведовал отделениями хирургической инфекции и неотложной хирургии, гастрологии. 16 лет исполнял обязанности районного и главного городского хирурга. С 2007 года – профессор кафедры анатомии человека и оперативной хирургии медицинского института Орловского государственного университета.

За 52 года своей профессиональной деятельности Графов защитил две диссертации: кандидатскую и докторскую, опубликовал в специальных журналах и научных сборниках  (в том числе, международных) 120 научных работ. Им получено 8 патентов на изобретения и внедрено 17 рационализаторских предложений, улучшающих работу хирурга. В настоящее время он работает хирургом в Краснозоренской ЦРБ.

Целеустремлённость и принципиальность воспитали родные

— Мой отец, Ким Александрович, работал водителем автобуса в болховской автоколонне, — рассказывает Графов. — Его имя расшифровывается как Коммунистический интернационал молодёжи. Такие редкие имена после революции давали своим детям многие родители. Мать, Валентина Степановна, трудилась бухгалтером на рынке. В семье было четверо детей. Я (старший) и ещё три сестрёнки.

На выбор профессии большое влияние оказало то, что отец был фронтовиком. Имея ранения, он часто болел. Мать, пережившая оккупацию, тоже не блистала крепким здоровьем. А бабка моя была врачом-педиатром.

Мой характер выковала судьба близких родственников, — завершает собеседник. — Брат отца стал  Героем Советского Союза.  Он одним из первых форсировал Нарву и при отражении седьмой контратаки фашистов погиб в рукопашном бою. Его именем названа улица в Ленинграде. Прадед был выпускником Варшавского юридического института, работал следователем. После убийства Кирова попал под «замес» и  был расстрелян. Посмертно его реабилитировали.

Хирург – это музыкант и центрфорвард

— Что самое сложное в вашей профессии? Один хирург, например, считал: важно подавить жалость к пациенту, которая не позволит успешно провести операцию.

— Ерунда! Это человек, который мало оперировал, — возражает собеседник, чётко определив малый опыт коллеги. — Главное – это руки. Именно они и мануальные навыки. Это, как музыкальный слух: у одних есть, у других нет. Поэтому один может оперировать, а другой только диагнозы ставить. Об этой ситуации очень хорошо написал поэт Евгений Клячкин:

             Не верю в богов, во второе рожденье,

             Ни в скорый и праведный суд.

         Надежда одна — что в последнем паденье

         Летящие руки спасут.

Ещё: оперирующий врач, как центрфорвард в футболе. Его обязанность забивать голы. Но если он блокирован, отрезан от полузащиты, крайних нападающих, мяча он не получит. Или получит, то в невыгодной ситуации, и удар его – три трамвайные остановки от ворот. Без слаженной команды, чётко понимающей друг друга взглядом, самый гениальный хирург может потерпеть фиаско. К такому выводу я пришёл,  основываясь на опыте проведённых 20 тысяч операций.

Образное видение профессии, её места в жизни общества, богатый приобретенный опыт подвигли Александра Графова к написанию книг: «О хирурге» и «Хирургия –  моя любовь». Их жанр – что-то среднее между мемуарами и учебным пособием для молодых врачей по конкретным хирургическим случаям. Вот один из них.

Воскрешение Лазаря

«Середина 70-х годов прошлого столетия, Болховская ЦРБ. Я – дежурный  по больнице. Сделал обход по отделениям, всё тихо и спокойно. Звонок из терапии. Умер больной с сердечной патологией, который лечился больше семи дней. Иду, осматриваю: пульса и сердцебиения нет, зрачки широкие, не реагируют на свет, на болевые раздражения. Отправляю труп в морг.

Проходит час или два, в ординаторскую заходит больной и говорит: «Александр Кимович, мы заглянули в окно морга, и нам показалось, что умерший шевелит руками». Я бегом в морг. Япона мать! Больной ожил! Пришёл в сознание, двигает руками и ногами, разговаривает. Лечим больного 4 дня, всё, вроде неплохо. А потом начал «загружаться» и умер! Уже по-настоящему.

Через некоторое время встречаю более опытного коллегу Сусанну Дмитриевну Высоковскую. Она говорит: «Саша, тебе повезло, ты увидел редчайший случай. Называется он «феномен воскрешения Лазаря». Евангелие и Библию ты не читал, а в институте вам об этом не говорили. Так что не расстраивайся, я сама это всего второй раз вижу. Многие такое  и представить себе не могут за всю врачебную карьеру».

Согласно проведённым исследованиям, с 1982 года по настоящее время зафиксировано 65 случаев синдрома Лазаря. Выжить удалось лишь 22. При этом у 18 не было обнаружено никаких неврологических нарушений.

Биологические механизмы самопроизвольного воскрешения неизвестны. Предполагается, что сердце начинает биться вновь, освободившись от сдавливания при непрямом массаже, проводимом при реанимации. Может сказаться отсроченное действие лекарств, которые были введены в периферические кровеносные сосуды. Однако абсолютной загадкой остаётся то, каким образом мозг сохраняет свои функции спустя длительное время после остановки кровообращения».

Самая страшная болезнь врачей

Хирурга жизнь – совсем не мёд.

Ведь час распятия грядёт.

И – словно смерклось на земле.

Остался мальчик на столе…

Я отдал всё. Я изнемог.

Но уберечь его не смог.

И вот бреду, не видя дня.

За что – его? За что – меня?

Кто это сделал – дьявол, Бог?

Зачем мне скальпель в руки лёг?!

Мне свет не мил. Мне мерзко жить.

Мне не с кем горе разделить.

Ни сил, ни слов, ни мнений нет.

Но я иду держать ответ…

Иду туда, судьбу кляня,

Где ждут родители меня.

Стекло. За ним они стоят.

Я открываю двери в Ад…

Неслучайно эту часть своего повествования я начал стихами профессора Самарского государственного  медицинского университета Виктора Полякова. Врачи, как и все люди, тоже болеют. Самой страшной своей болезнью они считают синдром эмоционального выгорания. О его серьёзности говорит то, что в Швейцарии, например, за последние годы на борьбу с ним было выделено 6 миллиардов франков! Графов тщательно исследовал это явление и причины его возникновения у нас.

«На сайте «Врачи РФ», — пишет он, — прошёл 14-дневный диспут о том, как протекает СЭВ у высококвалифицированных врачей. В нём приняли участие 57 человек. Было задано и получено более 570 вопросов и ответов. СЭВ определили как Шок-Профи. Это психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, многолетним единоличным принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с их жизнью. Усугубляют болезнь  негативные административные и социальные факторы». К ним Графов отнёс отсутствие заботы о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей лечебных учреждений, высокую нагрузку на одну ставку, согласно плановым заданиям ТФОМС, мизерные отчисления на зарплату врачу от стоимости посещения, на оплату труда, в которой не учитывается стаж, категория, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров. А ещё – запугивание за невыполнение объёмных показателей.

Александр Кимович сюда же причисляет отсутствие возможности профессионального роста и полноценного отдыха, дорогостоящую учёбу в вузах детей и внуков, назначение на должности завотделениями, начмедами и главврачами людей с низким профессиональным опытом работы без учёта мнения коллектива, трудности в организации консилиума, высокомерное, неуважительное отношение коллег облбольниц, медцентров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не бывавших в их «шкуре».

Крепкий тыл – залог победы во всём

Первым пунктом профилактики от СЭВ Графов называет крепкую любящую семью. Взаимопонимание между мужем, женой, детьми и внуками. И в этом ему, как он сам выражается, сказочно повезло.

— От первого брака у меня дочь Наталья, — рассказывает Александр Кимович. — Она работает главным вирусологом Смоленской области. Дочь от нынешнего брака Елена работала гинекологом в Мариуполе. Во время проведения СВО коридора в Россию украинские власти не дали, и она была вынуждена бежать в Польшу, где сейчас временно и проживает с надеждой вернуться к нам. У меня внук Николай 14 лет и 10-летняя внучка Ксения. Жена, Вера Ивановна, работала операционной медсестрой.

— В жизни вы достигли всего, что хотели?

— В хирургии – да! Помог трём молодым врачам написать докторские диссертации, принял участие в становлении кристаллографии крови как маркеров для раннего выявления онкологических патологий.

По жизни — трудно что либо сказать. Мне скоро 75 лет исполнится. Но я до сих пор считаю себя бойцом. По молодости играл в футбол, спортом занимался. Сейчас предпочитаю утренние и вечерние пешие прогулки. Активно участвую в работе разных медицинских сайтов в Интернете: «Врачи РФ», «Доктор на работе». Советую, консультирую.

Определение слова «дурак»

Об активной жизненной позиции Графова красноречиво говорит тот факт, что им была подготовлена «Концепция развития хирургической помощи в Российской федерации на 2019-2024 годы». Не его вина, что многие дельные предложения не нашли своего воплощения в жизни. Как человек с большим чувством юмора Александр Кимович отреагировал на это определением слова «дурак».

«В начале 1900-х годов доктор Генри Годдард предложил систему классификации умственной отсталости. Идиоты (умственный возраст менее трех лет). Имбецилы (от трёх до семи лет). Дебилы (от семи до десяти лет). Слово “дурак” в этой шкале не используется. Оно не является медицинским термином.

Предложу свою версию: «Дура матер» — плотная оболочка, которая окружает головной и спинной мозг. Всего оболочек мозга три: Мягкая (pia mater). Паутинная (arachnoidea mater). Твёрдая (dura mater). У каждой из них свое происхождение, строение и функции. У твёрдой мозговой оболочки выделяют 2 листка. Наружный плотно срастается с костями основания и швами свода черепа. Внутренний условно делят на внутричерепной и спинальный.  Следовательно, дурак, это — «твердолобый».

И в завершение

Две пары глаз. Без тени свет.

Ночь на дворе и тишина.

У операционного стола

Я, он и опермедсестра.

Скажи: ну кто его принёс?

Мы что, грешны, как сто чертей?

А в ране кровь. Тампон. Отсос.

Зажим… подай быстрей.

Всевышний! Видишь нас?

Давленье на нолях.

Наверное, забыл, на НЕБЕСАХ

Запутавшись в делах.

Да, грешен я, чего скрывать.

Прости. Но все грехи на мне.

Прошу, не злись. Дай сил ему,

А мне потом. И опермедсестре.

                                    А. Графов 1997 год. На снимках:  Александр Графов во время операции  (19.12.2017 года); Диплом лучшего хирурга десятилетия; Графов на 45-летии окончания Смоленского мединститута. 

Фото из личного архива Графова.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх