Об этом человеке хотел написать давно — 32 года назад. Но из-за его необычайной скромности откровенный разговор случился лишь недавно. Между тем он хорошо известен в Болхове и далеко за пределами Орловской области. Бывший моряк. Офицер Советской армии, служивший за границей. Предприниматель. Художник от Бога, оставивший свой след в болховских храмах.
Это всё — Евгений Андрианович Новиков. Человек, не раз круто менявший свою судьбу. При этом каждый раз становясь её победителем. Чем заслужил у земляков право именоваться Победоносцем.Спасительный кисель за трофейный велосипед
— Я родился в Болхове, — рассказывает Новиков. — Отец, Андриан Петрович, до войны работал в колхозе трактористом. С 1943 года воевал танкистом. Во время форсирования реки его танк был сброшен с моста, и отец получил контузию, ранение и перелом позвоночника. Поэтому после войны работал сапожником.
Мать, Лидия Тимофеевна, была из обеспеченной семьи. Хорошо владела немецким языком. В период оккупации её угнали в Германию. Там она работала на каком-то предприятии. Была освобождена Советской армией.
В семье было трое детей: сестра, брат и я. Выживали после войны очень тяжело. Есть было нечего. Я просто умирал у родителей на руках. Спас велосипед, который в качестве военного трофея привёз отец. Его обменяли на полмешка киселя. Им меня и отпоили.
Отложенная мечта
— С детства хотел стать художником, — говорит Евгений Новиков. — Мой дядя в своё время был зачислен в Петроградское училище искусств. Его гены, видимо, передались мне. Сколько себя помню, любил рисовать. Бывало, отец за работой ворчал: «Несерьёзно это, одно баловство!»…
А я, найдя какой-то альбом, перерисовал все портреты известных учёных. Были и разные этюды. Наш учитель рисования в средней школе №1 города Болхова (ныне – гимназия) Вадим Сысоевич говорил: «У тебя Божий дар, не бросай его!».
Он отправил мои работы в Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств. Оно в народе называлось Сретенским – по улице, где находилось. Оттуда пришёл отказ: «Вы недостаточно готовы». На что мой учитель сказал: «Не расстраивайся, ты всё равно получишь своё. Мечта просто отложена».
По морям, по волнам
— После школы поехал к сестре в Херсон, — вспоминает мой собеседник. — Устроился подсобным рабочим на комбайновый завод имени Петровского. Был учеником слесаря, попал в цех холодной штамповки, где научился сварке. Везде выполнял художественное оформление рабочих мест. Пригласили в литейный цех, где у меня уже была своя мастерская, а я числился художником-оформителем…
Там познакомился с парнем, с которым готовились поступать в Одесское художественное училище. Но его отец, капитан дальнего плавания, всё время возмущался: «Идите плавать, мир посмотрите. Ваше художество никуда не уйдёт». И дал нам рекомендательное письмо в Николаевскую мореходку.
Окончив её, мы получили направление на теплоход «Симферополь». Это корабль водоизмещением 16 тысяч тонн. Что это значит? Например, один грузовой вагон весит чуть более 60 тонн, значит, мы могли вместить 270 вагонов. Первый мой рейс был в Кувейт, потом – в Индию. Однажды ночью в Новороссийске погрузили, не знаю что, но на верхнюю палубу поставили тракторы «Беларусь». А нам объявили: плывём во Вьетнам. В то время там шла война.
То был кромешный ад
— Пришли в Сингапур, где из местной печати узнали, что везём оружие, — вздыхает собеседник. — Начались облёты корабля американскими «Фантомами». Потом появился перископ подводной лодки… Тем не менее, до порта Хайфон мы дошли…
А здесь для 17-летнего парня раздалась непривычная команда: «Внимание! Воздух! Всем занять свои места!». Не прошло и минуты, как послышался страшный нарастающий гул, взрывы, стрельба, булькающие по воде снаряды…
— Это был кромешный ад. Гул пикирующих самолётов давил до самой палубы. Слава Богу, нас бомбы миновали. Но рядом был корабль «Туркестан» с Дальнего Востока. Ему досталось. Убило электромеханика и матроса.
Чуть не женился на вьетнамке
– Я был секретарём комсомольского комитета судна, — вспоминает Евгений Новиков. — После бомбёжки нас – капитана, его заместителя, секретаря парткома и меня – пригласили в порт на праздничный ужин (это было 8 мая). За нами ухаживали девушки: что брать, когда, как. Во время ужина четыре раза приходилось бегать в бомбоубежище. Девушка, закреплённая за мной, брала меня за руки и вела за собой…
Я в неё сразу влюбился. И со всей прямотой задал вопрос: «Могу на ней жениться?». И получил такой же прямой ответ: «Вы можете здесь остаться, приняв наше гражданство. Её мы можем отпустить в вашу страну, но только на учёбу, после чего она обязана вернуться на Родину».
Вот так, — смеётся наш герой, — не получилось мне жениться на гражданке Вьетнама. Тогда это воспринималось как трагедия. Но позже я встретил другую женщину и с нею прожил уже более 50 лет…
Из водолаза — в художника-оформителя
Из Вьетнама «Симферополь» сделал рейс в ГДР. Оттуда вернулся в Одессу, где я был призван на действительную воинскую службу в Белоруссию. Там «покупатели» (принимающие новобранцев) спрашивают: «У кого какая профессия?». Я назвался художником-оформителем. Так и попал в минский Дом культуры офицеров Белорусского военного округа. Самым значительным своим творческим достижением того времени считаю портрет Ленина высотой с трёхэтажный дом…
После демобилизации Новиков, побыв немного дома, возвратился на службу сверхсрочником. В звании прапорщика был направлен в Южную группу Советских войск в Венгрии, где прослужил пять лет. Тогда же, без отрыва от службы окончил художественно-графический факультет Витебского пединститута.
Создатель художественного отделения
После демобилизации вернулся в Болхов. Уникальной резьбой по дереву оформил районный Дом культуры, детскую библиотеку, здание местного лесничества и многое другое.
Работал в Болховской школе искусств, создал художественное отделение, где три года был его заведующим. Для детей, пришедших туда, сделал мольберты. А потом Новикова пригласили на работу в школу №3 города Болхова. Четыре года вёл часы черчения и рисования, оформлял внешний и внутренний виды школы.
— В это время мой сын Роман, окончивший болховское педучилище, знакомится с орловским предпринимателем Фёдоровым, у которого был хороший большой ресторан. И они втянули меня в этот бизнес.
«Этюд» предпринимателя Новикова
В Болхове многие старожилы помнят кафе «Этюд», который создал на месте грязной пивнушки наш герой. Чем же оно так отличалось от подобных заведений? Во-первых, было первым (и единственным до сих пор) детским кафе. Здесь мальчикам и девочкам подавались пирожные и мороженое, различные фруктовые коктейли. На Новый год, Масленицу, другие праздники Новиков арендовал у Злынского конезавода лошадей и возил детей по городу.
— А потом, так сложилось, — вспоминает он, — что у Фёдорова начались в семье неполадки. Жена, пришедшая ему на смену, стала требовать от меня непосильного. И пришлось уйти. Но не просто так!
Однажды у кафе остановилась машина, из неё вышел монах. И обращается ко мне: «Там священник, хочет с вами поговорить». Подхожу, а это батюшка Илий! Говорит мне: «Сынок! Рядом с тобой храм Георгия Победоносца. Видишь, в каком состоянии его колокольня и он сам? Взял бы их под свое покровительство…».
— Никаких сомнений у меня не было, — говорит Новиков. — Поехал в Орловскую епархию, спросил: «Что мне для этого необходимо сделать?». И потом я 13 лет занимался восстановлением этого храма. Организовал приходской Совет, стал его старостой. В него вступили 50 человек… Дважды ездил специально к тогдашнему губернатору области Егору Строеву, просил помощи…
И тогда дело сдвинулось с «мёртвой» точки. Даже башенный кран на рельсах установили для колокольни, к слову сказать, самой высокой в регионе. Привезли колокол, заказанный самим Строевым. А Новиков написал на стене храма образ Георгия Победоносца, оформил иконостас в его восстановленной части.
Орден Сергия Радонежского и мечты
Евгений Новиков удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского. Эта награда учреждена Священным синодом Русской православной церкви 26 декабря 1978 года. Её девиз: «Смирением возвышаемый».
Этим орденом награждаются иерархи поместных православных церквей, представители инославных церквей и религиозных объединений за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели всех вероисповеданий за плодотворные труды.
— Сейчас по состоянию здоровья я отошёл от дел, — делится Андрианович. — Но очень мечтаю о том, чтобы храм Георгия Победоносца был восстановлен полностью. А ещё хочу, чтобы от него через Болховку построили пешеходный мост — к Спасо-Преображенскому собору и Троицкой церкви. Это завершило бы исторический архитектурный комплекс центра города. На снимках: Новиков-матрос; корабль «Симферополь»; подъём колокола Георгиевской церкви; Новиков возле своего рисунка Георгия Победоносца на храме; вручение ордена Святого Кукши. Фото из архива Новикова
Свежие комментарии